Архиерейское богослужение в день Святого Духа

.

На следующий день после празднования Пятидесятницы верующие встречают торжество, посвященное Святому Духу. Церковь установила его в противовес ересям, которые в своем учении умаляли Третье Лицо Святой Троицы. В этом году праздник пришелся на 24 июня. В Солотчинском Рождества Богородицы монастыре, в храме, освященном в честь Сошествия Святого Духа, Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Накануне, после перерыва, длившегося с праздника Святой Пасхи, впервые в храмах зазвучала молитва «Царю Небесный». В ней верующие призывают Святого Духа, называя Его Утешителем. Но святые отцы, следуя за Божественным Учителем, учат о том, что миссия Святого Духа гораздо шире, нежели только утешение. Об этой миссии, Святом Духе и Его дарах шла речь в архипастырском наставлении после богослужения:

– Нередко мы слышим, дорогие братья и сестры, как люди хвалят свои языки, говорят о том, что тот или иной язык выражает все многообразие человеческого опыта. И мы говорим о нашем великом и могучем русском языке, который мы получили от равноапостольных Мефодия и Кирилла, языке прекрасном и духовном. Но любой язык может выражать те вещи и явления, которые свойственны для нашего опыта жизни на земле. Когда речь заходит о Боге, когда возникает вопрос о другом мире, то наш язык немеет, потому что реальность, о которой порой говорится в видениях пророков, духовных людей, превосходит всякое наше земное понимание.

О Боге мы, как правило, знаем то, что Он Сам нам открыл. Священное Писание, Библию мы называем Божественным Откровением, то есть Писаниями, в которых Бог открыл нам что-то о Себе и о мире. Мы знаем из Священного Писания о том, как согрешил человек, о том, что для спасения человека в мир пришел Господь, Сын Божий, воплотился, стал Человеком, претерпел распятие, воскрес и вознесся на Небеса.

Сегодня же мы встречаем удивительный и вместе с тем таинственный праздник Святого Духа. Вчера мы отмечали Пятидесятницу – праздник схождения Святого Духа на апостолов, учеников Христовых. Нам трудно себе представить ту реальность, мы видим только внешние проявления: как изменились ученики, какую они обрели решимость, кем стали. Но все это стало возможным благодаря дару Святого Духа. Неслучайно Господь наш Иисус Христос, прощаясь с учениками, говорил – «Лучше вам, если Я уйду от вас, потому что если Я не уйду от вас, то Утешитель, Дух Истины, не придёт к вам». И вот пришел Параклит, который является не только Утешителем, Наставником, Помощником. Он помогал ученикам Христовым понять всю глубину слов Христа.

И сегодня мы живем в эпоху, которая называется эпохой Святого Духа. Во времена Христа люди, любившие Бога, открытые Ему, держались Спасителя – они ходили с ним, были вместе с Ним, слушали наставления Спасителя, Его заповеди. А сегодня Дух дышит, где хочет. Но мы говорим о духовных людях и о том, что хотя Дух и не видим, но мы можем видеть Его проявления, плоды Духа. О плодах Святого Духа говорит апостол Павел, и он же называет их.

Мы можем узнать духовного человека по разным особенностям и признакам. Достаточно порой одного взгляда человека. Глаза у людей различаются, скажем, цветом, но при этом сама по себе структура глаза у всех одинакова. И вместе с тем мы говорим – у такого-то человека добрый взгляд, у того-то – духовный, у этого – хитрый, а у того – милосердный.

Неслучайно говорят, что глаза – это зеркало души. И, конечно, речь идет не о глазах как о физическом органе, а о том взгляде, который выражает внутреннее состояние человека. И все это является плодом Святого Духа. О Духе Святом мы можем говорить что-то, но Господь не открыл нам о Нем много. Господь призывает нас стяжать Святого Духа, призывает стать обиталищем Святого Духа. Но чтобы сподобиться вселения в наши сердца Святого Духа, нужно стать последователями Христа – не формальными, не фальшивыми, «не ради хлеба куса, а ради Иисуса». Надо стараться исполнять заповеди Спасителя, и только тогда Святой Дух не возгнушается нашими сердцами, но может прийти, очистить внутренность нашей души и дать нам Свой великий дар, драгоценнее которого нет ничего на земле и на Небе.

*   *   *

Митрополит Марк по окончании наставления обратил внимание на особенность монастырской жизни. Как сказал владыка, люди по-разному ее воспринимают. Кто-то в ней видит слабость и бегство от мира, кто-то – усердный труд при лишении себя всякой радости. Но человек, обладающий духовным взглядом, видит в людях, взявших на себя монашеский подвиг, совсем другое. «Это – люди, которые посвятили себя Богу и которые ищут в жизни самого главного: стяжания Святого Духа. Это главный дар, который можно приобрести на земле, главное стяжание, с которым мы сможем взойти на небо, – подчеркнул архипастырь. – Все остальное – материя, тлен. И только дар Святого Духа – это тот дар, который, если мы будем жить правильно, не оставит нашу душу и по разделении ее от тела».

В завершение митрополит Марк еще раз сердечно поздравил с праздником всех своих сомолитвенников, настоятельницу обители игумению Анимаису (Данилову) и сестер, всех монашествующих, еще раз призвал помнить о цели человеческой жизни и устремляться к стяжанию даров Святого Духа, предпочитая это сокровище всему земному.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"