Архиерейское богослужение в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов, один из ближайших двенадцати учеников Господа, особым образом вспоминается Церковью несколько раз в году. Один из дней его памяти приходится на 21 мая. Празднование было установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте погребения апостола тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

В Богословском монастыре в день престольного торжества Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Питирима.

Апостол Иоанн был одним из самых юных и пылких последователей Спасителя, он обладал удивительно чистой и чуткой душой, внимательно впитывал каждое слово своего Учителя. Он – первый из трех святых Православной Церкви, названный Богословом за глубокое понимание и изложение учения о Боге и Его отношении к людям и миру.

Его называли апостолом любви, но не только о любви он свидетельствует, как об основании жизни во Христе. Об этой и других темах говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Для современного человека религия предстает в совершенно непривычных для нас, дорогие братья и сестры, красках. Для кого-то из нас религия – это некая таинственная стихия, где мы можем получить требуемое, прежде всего, здоровье для себя и близких, какие-то земные блага. Для других религия – это пространство любви: бескорыстная помощь ближнему, где не важна догматика, второстепенно учение, а самое главное – помощь ближним.

Конечно, Церковь, вера Христова вмещает в себя эти понятия. Церковь является и сокровищницей, из которой можно черпать душевное и телесное здравие, и пространством, где мы должны вдохновляться законом любви, о чем не переставая напоминает нам апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого называют возлюбленным учеником Христовым и апостолом любви.

И вместе с тем, входя в таинственный мир веры, в пространство Церкви Христовой, мы должны понимать, что все зиждется на вере, причем не какой-то абстрактной вере во Всевышнего, но на вере в Иисуса Христа, Божиего Сына и Посланника. И об этом мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Когда иудеи подошли ко Христу и спросили Его, что нужно делать, какие дела прежде всего необходимы, чтобы достичь лона Авраамова, Господь говорит, что существует одно и только одно самое главное дело Божие, и это – вера в Иисуса Христа, Божиего Посланника. Для современников Христа эти слова звучат как-то странно и даже нелепо, потому что религиозный долг воспринимался как следование многим и многим заповедям. Всего насчитывалось несколько сот таких заповедей, которые должен был выполнять правоверный еврей, чтобы быть по-настоящему сыном Израиля, сыном Авраама, Исаака, Иакова.

Господь, по сути дела, подвергает радикальному сомнению все требования и утверждения Ветхого Завета и говорит о главном, о том, что замещает все заповеди закона. И этим замещением является, как сказал Христос, главное дело Божие – вера в Спасителя, Иисуса Христа, так же как главным грехом является неверие в Сына Божия. Поэтому, входя в пространство Церкви, мы должны помнить, дорогие братья и сестры, на чем все зиждется – на вере во Христа, как нашего Спасителя, Искупителя. Это является основой христианства, жизни Церкви.

И об этом не переставая говорит апостол евангелист Иоанн Богослов. Неслучайно его называют возлюбленным учеником Христа, потому что он наиболее точно передает Божественное Откровение и, с другой стороны, он, человек с богословским сознанием, говорил те слова Спасителя, которые услышал. Он в полноте и во всей своей потрясающей глубине выражает богословие Христа Спасителя.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не забывая про любовь, прежде всего, помнить о вере во Христа как о главном деле Божием, которое мы должны иметь, и на котором мы должны строить все основание нашей христианской жизни.

*   *  *

Владыка сердечно поздравил всех участников соборной молитвы с Пасхой, празднование которой продолжается в эти дни, и с днем памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также напомнил, что именно в этот день ровно 120 лет назад Рязань посетил император-страстотерпец Николай II. Шла Русско-японская война, и государь объезжал войска, чтобы воодушевить народ, военнослужащих. В общей сложности визит в Рязань продлился не более трех часов, но при этом нашел отражение в дневнике императора Николая II. В нем он отметил, что соборы нашего города «весьма интересные в историческом отношении» и записал некоторые другие запомнившиеся ему впечатления от поездки.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"