Пройти в тесные врата

.

Наставление митрополита Марка в день малого освящения Тихвинского храма поселка Никуличи.

В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали слова Спасителя о том, что нужно подвизаться, то есть бороться, и пытаться входить в Царство Небесное узкими вратами. Как же понимать эти слова?

Как-то в одном московском храме делали ремонт, и узкую калитку, через которую обычно проходили верующие, закрыли. Вместо этого были открыты ворота, обычно открываемые по праздникам. И вот одна прихожанка возмущенно сказала — откройте мне узкую калитку, я хочу входить узкими вратами!

Конечно, не имеет никакого значения то, как входить в храм — узкими или широкими вратами. Ведь выражение, которые употребил Господь — всего лишь образ, очень сильный и значимый, и не стоит понимать его буквально. Главное заключается в том, как мы пытаемся входить в Царство Небесное, к Богу.

Широкий путь — это путь служения себе, удовлетворения своих страстей, следование своим желаниям. «Мало ли, что родители говорят, а я хочу вот так!». Или: «Мало ли, что говорит Церковь и чему учит батюшка, я все равно сделаю по-другому» Широкий путь и заключается в нежелании преодолеть в себе ветхозаветного человека, в мнении о себе как о хорошем, самодостаточном человеке, которому в жизни вообще не нужно что-либо менять или пересматривать. «Другие — плохие, а я — хороший, и менять что-либо в своей жизни ничего не намерен» — так это выглядит. Мы стоим на широком пути, мы угождаем себе, когда считаем себя мерилом правды и справедливости и полагаем, что у нас все хорошо.

Как только вы подумали, что все хорошо, считайте, что вы в прелести, потому что таким образом мы вступаем на широкий путь следования страстям и своей воле. В древности многие подвижники спрашивали у своих наставников даже самые очевидные вещи. Они поступали так, потому что хотели отвергнуться своей самолюбивой и греховной воли, от служения себе, от любви к себе. То есть они хотели избавиться от того, что мы называем эгоизмом, желали выработать в себе навык преодоления своей греховной воли, своих стремлений и желаний. Мы же, наоборот, воспринимаем следование своим желаниям как что-то неотъемлемое, правильное и единственно верное.

А что значит следование и вхождение в Царство Небесное узкими вратами? Это значит утеснение себя. Нравится нам комфорт — а мы специально стараемся сделать так, чтобы в жизни его было не так много. Хочется поспать, а мы встаем пораньше, чтобы помолиться, сделать поклон за близких. Хочется нам отдохнуть дома, а мы делаем над собой усилие и идем в храм. Разгневались на своих ближних, но вместо высказывания обидных слов промолчим.

Вот это и есть попытка вхождения в Царство Небесное узкими вратами, то, чего ожидает от нас Господь. Когда Христа Спасителя спросили, а много ли спасающихся, Он не ответил. Скажи Он «мало», мы бы впали в уныние. Но спасающихся действительно мало. Ну какие мы спасающиеся, мы, живущие по страстям века сего! А если бы Он сказал «много», то мы бы, род людской, обнадежились и посчитали, что все хорошо, замечательно, что мы тоже в числе спасающихся... Господь не ответил ничего. Он сказал только —«подвизайтесь», то есть боритесь, ведь борьба — это основа жизни.

Мы видим вокруг одну борьбу: борьбу животных за жизнь, борьбу и интриги людей за место под солнцем, за должность, деньги, славу и почет. Борьба за человека — это самое главное, а не эта суетная борьба за скоропреходящие ценности сего мира. Главное — борьба со своей самостью, преодоление своего греховного ветхого человека.

Пока еще врата открыты — об этом Господь сказал далее. Пока дом открыт, в него можно войти. А потом, когда наступает ночь, врата закрываются и войти уже невозможно. Так и мы сейчас, дорогие братья и сестры. Пока мы в силах, в разуме, нужно стремиться служить Богу, бороться, пытаться войти в Царство Небесное узким, тесным, тернистым путем. Дай Бог, чтобы мы следовали этому благословению Спасителя, пока еще двери открыты для нас всех! Дай Бог, чтобы мы этим приглашением, этим побуждением Спасителя воспользовались, чтобы в войти в жизнь вечную и быть вместе со Христом.

26 декабря 2020 года