Подлинный свет – учение Христово

.

Слово митрополита Марка в Неделю о слепом и день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали полное драматизма повествование евангелиста Иоанна Богослова об исцелении слепорожденного. Слышали все нюансы, связанные с представлением о том, кто является источником этой трагедии, когда человек рождается в мир слепым. «Кто согрешил – он или его родители, что слеп родился?» – такой вопрос задают Спасителю Его ученики.

Однако самая главная идея, которую хочет показать и раскрыть евангелист Иоанн, состоит в том, что Христос – это свет мира. Мы помним, что Иоанн Богослов очень мало рассказывает о чудесах, совершенных Спасителем, отводя место на страницах своего Евангелия только тем из них, которые называет знамениями. Это чудеса, имевшие особый смысл, которые можно воспринимать как знаки особой милости Божией – об одном из таких знамений и говорилось в сегодняшнем Евангелии.

Господь, исцелив слепорожденного, показал и ему, и всем Своим современникам, что Он есть подлинный свет мира. И смысл этого Евангельского повествования даже не в том, что Господь силен исцелить и такой врожденный недуг. Самое главное состоит в том, что Господь есть свет мира для всех живущих, для всех, пребывающих во тьме.

Светом является учение Христа и сам Он. Но как же воспринять этот свет, как увидеть, как найти его? Церковь учит нас, что мы видим свет, во-первых, своим сердцем и, во-вторых, мы можем увидеть его своим умом. Что же нужно, чтобы увидеть свет Христов своим сердцем? Нужно иметь, по слову Спасителя, сердце чистым. Только чистое сердце может узреть Христа Спасителя, увидеть Истину.

Но мы также можем увидеть свет Христов благодаря своему разуму, потому что разум – дар Божий. Но как и где проявляется этот Божественный свет? Он проявляется во всем творении, потому что весь мир есть отражение красоты и премудрости Божией. И вместе с тем, отражением евангельского света является наша христианская культура.

И сегодня для нас особый день – мы отмечаем праздник тех, кто привнес в нашу жизнь письменность и не только ее. Ведь с обретением письменности наш народ получил возможность развития, возможность войти в семью христианских народов. Наша культура, у истоков создания которой стоят святые Кирилл и Мефодий, является сокровищем, в котором сокрыты евангельские истины посредством слов, образов, всего языка. И мы все являемся наследниками этой культуры.

Самое главное, чтобы мы видели эти христианские знаки, понимали значение нашей культуры, но не воспринимали ее просто как нечто, имеющее только прагматическое значение. Мы сегодня отмечаем память равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые открыли нам возможность воспринимать слово Божие.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, всегда, на протяжении всей нашей жизни, видеть свет Христов. Пусть он будет нашим маяком, ведущим в жизнь вечную. И дай Бог, чтобы наши глаза взирали, прежде всего, на этот свет, светящий во тьме. Мы часто рассеиваемся и обращаем наше внимание не на подлинный свет, а на то, что отвлекает от него. Дай Бог быть нам всегда быть сосредоточенными на этом подлинном, нематериальном, невечернем свете, просвещающем и освещающем путь всякому человеку, стремящемуся к Богу.

Христорождественский собор Рязани,

24 мая 2020 года