Вспоминая тех, кто послужил спасению человека
Слово митрополита Марка Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Нередко люди, читая Священное Писание, разделяют Ветхий и Новый Заветы. Безусловно, это разные степени Откровения Божественной истины. Но это – одно Божественное Откровение. И, между тем, в истории Церкви были примеры того, как люди принципиальным образом разделяли Заветы.
В числе древних ересей было представление о том, что Бог Ветхого Завета – это Бог злой, жестокий, мстительный. А Бог Нового Завета – это совсем другой Бог: милосердия, любви и человеколюбия.
Церковь отвергла эти неразумные воззрения. И сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, что Ветхий и Новый Заветы составляют, как говорят в Церкви, одну историю Божественного домостроительства. Или, говоря более простым языком – одну историю человеческого спасения.
Господь постепенно возвышает человеческий род до ключевого события – пришествия Спасителя, Который не только научил людей новым возвышенным истинам, но и принес Себя в жертву за человеческие прегрешения, обновил нас Своей кровью, воскресив Свою человеческую плоть и вознеся ее на Небеса.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы сначала слышали множество имен, начиная с ветхозаветного Авраама, а затем уже звучало повествование о рождении Христа Спасителя.
И этим Церковь напоминает нам: если бы не было Ветхого Завета, не было и Рождества Христова. Святые отцы показывают тем самым неразрывность двух Заветов, двух ступеней Божественного Откровения. И теперь стоит задаться вопросом – почему же этот воскресный день называется Неделей Святых Отец?
Обычно, когда звучит словосочетание «святые отцы», у нас в голове возникают определенные представления. Так, большинство людей скажут, что святые отцы – это священники. И нередко так называют священников – правда, это наименование более характерно для западной традиции, где применительно к конкретному священнику применяется обращение «святой отец».
Но у нас святые отцы – это, как правило, монахи, или священники, епископы, которые угодили Богу чистотой своей жизни, те люди, которые оставили писания. Не случайно мы слышим порой фразу «святоотеческое учение». То есть – учение святых отцов, которые учат всех нас и словом, и жизнью о том, что они восприняли от Евангелия и донесли до нас, обогатив своим собственным духовным опытом.
Здесь же святые отцы употребляются в другом смысле. Неделя святых отец – это воскресение тех людей, которые непосредственно послужили Воплощению Сына Божия. Может быть, для кого-то это покажется странным. Ведь говоря о рождении, люди упоминают и мать, и отца. И, тем не менее, когда речь идет о родословной, мы вспоминаем тех людей, которые послужили пришествию в мир Христа Спасителя.
Мы слышали долгое перечисление имен тех людей, которые были участниками Божественного плана по спасению человека. Все эти люди жили на земле. Часть из них была праведниками, часть – грешными. Но Господь показывает, что Он не гнушается греха раскаянного. Если человек старается идти к Богу, то Господь прощает его, освящает и возвышает.
Сегодня мы уже почувствовали ощущение приближающегося праздника Рождества Христова. И с завтрашнего дня начинается предпразнство Рождества Христова. Сегодня мы вспоминаем святых отец, тех людей, которые послужили Рождению Спасителя.
И каждый из нас также в каком-то смысле может быть причастником этого подвига.
Ведь Рождество Христово – это пришествие Христа на землю, но не только! Каждый человек после Воплощения Сына Божия может принять таинственным образом Его в недрах своего сердца. Поэтому и мы можем стать участниками истории спасения человеческого рода через себя – очистив свою душу, возвысив себя до Благой вести, жить Спасителем, принимать Его душевно и телесно, стремясь к освящению и обожению , что и было целью Воплощения Сына Божия».
Христорождественский кафедральный собор города Рязани,
1 января 2017 года