О вере и рассуждении
Слово митрополита Марка в неделю Антипасхи в Христорождественском кафедральном соборе.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, Церковь отмечает память двух апостолов Христовых – апостола евангелиста Марка и апостола Фомы. Однако главным содержанием сегодняшнего дня является сам факт уверения апостола Фомы со стороны Воскресшего Христа.
Мы помним, как в самый день Пасхи в храмах на вечерне читалось Евангелие, в котором прозвучали завершающим аккордом очень дерзновенные, на наш взгляд, слова: «Не поверю, пока не увижу язвы гвоздиные, пока не вложу руки моя в ребра Христовы».
Эти слова поражают своим дерзновением, каким-то маловерием. Однако это впечатление нередко поверхностно. Вряд ли мы можем назвать апостола Фому человеком неверующим, как звучит это в русском тексте Евангелия. Особенно для нашего поколения памятно, что значит неверующий человек: это значит – человек безбожный, который борется с верой, пытается противопоставить себя Творцу неба и земли.
Конечно, апостол Фома никак не был неверующим в этом, близком и понятном для нас смысле слова. В славянском тексте звучат другие слова: «не буди неверен, но верен». Вера или верность – это несколько разные понятия, и скорее апостол Фома проявил не неверие в Бога как такового, а проявил недостаточную верность своему Учителю, проявил сомнение, поскольку не поверил своим собратьям, своим возлюбленным друзьям. Но Господь не порицает его за это маловерие и сомнение. Господь знает, что после апостола Фомы тысячи людей будут сомневаться, будут иметь разного рода мысли: а не является ли Воскресение Христово плодом воспаленного воображения учеников? Может быть, действительно, правы были иудеи, сказав, что тело Христово украли Его ученики?
Господь предупредил все эти сомнения, все эти тонны макулатуры, которая была написана на тему того, что Христа не было и не было Его Воскресения. И потому Господь специально отвечает на маловерие и сомнения одного из Своих учеников. И в наше время требуется не только скорая вера, но требуется и испытание в вере, подобно тому, что было у апостола Фомы.
Мы видим, сколь много в наше время заблуждений, сколь много разных верований, пустых и ложных. Одни из них называются сектами, другие – суевериями, но все это равным образом отвращает от Бога. Да и в нашей церковной общине порой мы слышим разномыслие. Кто-то говорит о скором пришествии Спасителя и пугает людей числами, карточками, паспортами. Кто-то призывает почитать как святых тех людей, которых Церковь никогда не прославляла. Словом, и у нас, даже среди членов Церкви, есть немало таких мнений, которые можно назвать лишь заблуждениями. Поэтому всегда и во всем требуется трезвенный подход и здравое рассуждение. Не случайно у преподобного Амвросия Оптинского как-то однажды спросили, какая добродетель является самой главной, самой важной… Что же он ответил?
Ведь если говорить о добродетелях, мы могли бы превознести смирение, как основу всех добродетелей. Или, наверное, любовь – поскольку любовь святые отцы считали венцом всех добродетелей.
Но нет, Амвросий Оптинский ответил иначе. Он сказал, что самая великая добродетель – это рассуждение. Это примерно то, что проявил апостол Фома в ответ на весть о Воскресении Христовом.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, с одной стороны, не коснеть в сомнениях, в маловерии, иметь сильную, крепкую веру. Но вместе с тем дай Бог нам иметь и рассуждение. Чтобы оно сопровождало нашу жизнь и предохраняло нас от разного рода смущений и нестроений, суеверий, а также неправой, неразумной веры, примеры которой встречаются как вне Церкви, так и внутри церковной общины. Аминь».
8 мая 2016 года