Великий Понедельник. Архиерейское богослужение в Иоанно-Кронштадтском храме
Неделя, предваряющая наступление праздника светлого Христова Воскресения, носит название Страстной седмицы, поскольку она посвящена воспоминаниям о страданиях и крестной смерти Христа. Значение и важность этих событий выражены в названиях дней этой седмицы – каждый из них носит наименование Великого, и в первые три в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий Понедельник, 10 апреля, это богослужение в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
В Великий Понедельник вспоминается образ засохшей смоковницы, которую Господь, войдя в Иерусалим, проклял, потому что на ней не было плодов. Этот образ проклятого и вмиг засохшего дерева учит верующих, не откладывая на потом, приносить добрые плоды покаяния в своей душе и стараться изменять свою жизнь молитвой и добрыми делами. Ведь время скоротечно, вот уже вновь миновали дни Великого поста и наступила Страстная седмица. Пора бы уже перестать тратить время на суету и бесконечные заботы, нужно остановиться, благоговейно вспоминая страдания Господа и осознать, что это не только скорбное, но и великое время Его земной жизни.
Об этом говорил митрополит Марк в архипастырском наставлении:
– Быстро прошел Великий пост, завершилась Святая Великая Четыредесятница, и мы стоим в начале седмицы Страстей Господних. Это особое время, отделенное от времени Святой Великой Четыредесятницы. Если образом Великого поста является сорокадневный пост Христа в пустыне, когда Он постился, находясь в подвиге и борении, то сейчас мы вспоминаем шествие Христа на вольную страсть нашего ради спасения.
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, страсть и страдание – слова, несущие в себе безусловный негатив. О страданиях мы обычно говорим как о чем-то нежелательном и временном, желая, чтобы время страданий прошло как можно скорее. Но в жизни Христа Спасителя мы видим иную картину.
Господь идет на страсти и воспринимает их не как что-то преходящее, что нужно потерпеть краткое время. В Его жизни страсть и страдание являются кульминацией Его земной жизни, венцом земного служения. Христос неоднократно говорил во время Своего общественного служения – «Час Мой еще не настал», «Время Мое еще не пришло». У многих, кто читает эти строки, могли возникнуть разные ассоциации относительно того, что имеет в виду Христос, говоря о Своем часе. А речь идет о часе Его страданий. Более того, Он говорит о часе Своего вознесения на Крест как о часе Своего прославления. Крестный час, смерть Христа на Кресте – час Его прославления! Вдумаемся в эти слова, дорогие братья и сестры! Господь пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, не чтобы воспринимать служение других людей. Господь, конечно, в дни земной жизни учил людей, но учение является важной, но не главной стороной Его служения. А самое главное состоит в том, что Христос отдает за нас Свою жизнь, проливает на Кресте Свою драгоценную Кровь и этим скрепляет новый Завет между Богом и человеком.
Вот такие великие события вспоминает Церковь, и к таким великим событиям она готовит и ведет всех нас, дорогие братья и сестры, чтобы мы в молитве и благоговении воспринимали каждый день Страстной седмицы, стремились очистить свою душу. И чтобы мы воспринимали все это не просто как нечто бессмысленное, но как сострадание нашему Спасителю в Его страстях, целью которых является бесстрастие и спасение всего человеческого рода.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"