Литургия преждеосвященных Даров в соборе Рождества Христова в Михайлове

.

Первая неделя поста становится для верующих временем, с одной стороны, непростым, а с другой – наполненным особым духовным бодрствованием. Среди других дней строгого времени первой недели Святой Великой Четыредесятницы особой поддержкой и утешением для верующих жителей Михайлова становится пятница – и потому, что в этот день совершается литургия преждеосвященных Даров, и потому что уже не первый год богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова Михайлова возглавляет митрополит Рязанский и Михайловский Марк. И этот год не стал исключением – 22 марта в храме встречали архипастыря.

Отличительная черта великопостных служб состоит в том, что на них практически нет чтений из Евангелия и апостольских посланий, зато звучат слова из книг Ветхого Завета. Именно Ветхий Завет, как путеводитель ко Христу, напоминает о том, что пост есть время ожидания торжества Царства Божия, Воскресения Господа Иисуса Христа. Некоторые из ветхозаветных книг за время Великого поста прочитываются полностью – как, например, книга Бытие. И к словам из нее, звучавшим за богослужением, обратился в наставлении после службы митрополит Марк:

– Каждый день в течение Святой Великой Четыредесятницы мы с вами слышим, дорогие братья и сестры, определенные отрывки из Священного Писания Ветхого Завета. Чтение Ветхого Завета – особенность Великого поста. И сегодняшние строки из Ветхого Завета имели особый смысл.

Мы слышали отрывок из книги Бытие, первой книги Моисея, где говорилось о страшном событии, произошедшем в начале человеческой истории – о грехопадении. Человек пал, нарушил Божию заповедь, и с этого момента начинаются все беды и злоключения Адама и всех нас, его потомков.

Нынешний пост – попытка вести борьбу духовную, и он является прямым продолжением этих страшных и трагических событий. И мы сегодня, стоя в начале Великого поста, имеем задачу преодолеть или, по крайней мере, попытаться преодолеть в себе грех, которым отравлено все существо человека, начиная с первого Адама.

Вступая в Великий пост, мы прежде всего помним о грехах, причем Церковь призывает нас думать именно о своих грехах. Да, мы видим множество грешных людей вокруг, множество грехов, беззаконий и зла. Но Церковь призывает нас обращать внимание в совсем другую сторону – на себя, внутрь своего сердца, на свои поступки. При этом каждый человек дает себе индульгенцию, то есть полное разрешение на большую часть того, что можно совершать и чего нельзя. И когда речь идет о грехах, мы воспринимаем как грешников прежде всего наших ближних, окружающих нас людей. Но Церковь считает по-другому, и в молитве преподобного Ефрема Сирина, которую мы слышим каждый день в течение всей Святой Великой Четыредесятницы, звучат такие слова – «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Зрение своих грехов и падений, понимание своей греховной испорченности – правильное начало для Великого поста, потому что без понимания своих грехов и осознания своей греховной испорченности невозможно никакое исправление, никакая борьба с грехом.

Дай Господь нам с вами, дорогие братья и сестры, вступившим на поприще Святой Великой Четыредесятницы, зреть свои грехи, на них обращать внимание и не осуждать наших братьев и сестер.

*   *   *

Первая неделя поста – время особого строго воздержания, когда верующие стараются убрать из повседневной жизни все лишнее, суетное и сосредоточиться на духовном. Оттого эти дни становятся еще и временем сугубой борьбы с искушениями и внешними нападками. Пример – поступок императора-язычника Юлиана Отступника, жившего в IV веке. Он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках, чтобы осквернить верующих. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. В память об этом событии в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение с чтением канона великомученику Феодору Тирону и благословление в его честь колива – риса, сваренного с медом. В соборе Михайлова молебное пение и благословение совершил митрополит Марк.

*   *   *

Не так давно клирик собора протоиерей Владимир Данилов встретил несколько знаменательных дат своей жизни – 70-летие со дня рождения и 45-летие иерейской хиротонии. По этому случаю и в благодарность за многолетние усердные труды на благо Святой Церкви батюшка был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом ордена благоверного великого князя Владимира III степени. Эту награду в день богослужения в главном храме Михайлова протоиерею Владимиру вручил митрополит Марк.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"